Человек рождается имея свою природу и 8 незаполненных болванок ролей, которые ему предстоит заполнить в той среде, куда он попал. В зависимости от среды, то есть какие именно родители, и есть ли они, где он живёт, какой достаток семьи, чем они занимаются, как общаются между собой и с этим ребёнком, а плюсом природа вложенных способностей - и формируется уникальный, персональный набор автоматических ролей, заточенных каждая под разные ситуации. Если повезёт, то человек также набирает какие-то знания и навыки - нужные или не очень зависит опять же от среды. Потом человек выходит "в мир" в лице детского сада, кружков или школы, где встречает новые правила, новых людей, то есть попадает в новую среду, откуда тоже кое-что берёт себе на заметку. И так далее по жизни заполняет неосознанно свою память, наполняет свои болванки ролей тем, что посчастливилось увидеть, с чем столкнуться.
Человек неосознанно выбирает наиболее выигрышные модели на субъективный взгляд, в зависимости от его природы и под влиянием инстинкта самосохранения. Самые простые выигрышные модели поведения - Кто сильнее, тот и прав. А также - кто ничего не делает, но хорошо живёт и много получает.
Выходя в свет и отыгрывая то, что было привычно в семье, человек часто встречает сопротивление, либо удивление со стороны других людей. Так как у них так не было принято. В итоге ему приходится подстраиваться под новых людей, либо расставаться и идти искать тех, кто поймёт. Но в любом случае, если человек не осознаёт себя, своё поведение - то есть не начинает в этих новых ситуациях анализировать своё поведение и поведение других людей, а тупо отыгрывать привычное или подстраиваться, то его ждёт всегда только поражение.
Каждая автоматическая роль всегда доходит до инцидента, то есть до проигрыша.
Например, человек, привыкший кричать, разговаривать на повышенных тонах всегда будет искать подавленных слушателей, привыкших к неуважению к себе (в своей семье, от родителей и близких). И ему будет казаться, что у него есть друзья, но это будет мнимая победа. Такие "друзья" в свою очередь думающие, что приспособились к якобы сильному, в любой момент могут предать, сделать гадость, в лучшем случае просто перестать общаться, когда надоест слушать истерики. В итоге человек на мнимых победах, ни разу не усомнившись в своём неадекватном поведении, будет катиться вниз встречая на своём пути всё более подавленных, слабых людей.
Как мы наполняем свои внутренние Чашки.
В среде семьи человек наполняет в первую очередь первые три автоматические роли - желание, интерес и действие. Это наполнение малой чаши - в зависимости от того, насколько ребёнку давали высказывать свои желания, задавать интересующие его вопросы и главное показывали и рассказывали что делать для достижения желаний, для получения результатов. В зависимости от этого чашка наполняется либо знаниями и навыками, либо ожиданиями, запретами, оправдательными убеждениями "почему нельзя", чувством вины за то, что посмел чего-то хотеть вообще.
Далее наполняется средняя чаша роли - контр усилия и жертва. Контр усилия - это сопротивление, та или иная защита в разных ситуациях. Если не получилось победить, то наполняется роль жертвы - лежачего не бьют. От того насколько часто получается кого-то победить настолько сильно формируется Жертвенная роль. Если человек вообще не справляется нигде и ни с кем, то эта роль становится очень частой в виде приспособленчества к другим, по его мнению более сильным людям.
Сверху с позиции авторитетов, из роли Силы давят родители, родственники, учителя и так далее. В итоге человек попадает в яйцо, из которого нет ни сил, ни понимания как выбраться. Любому человеку нужно сломать скорлупу яйца - у каждого периода рождения свой ключ для слома "иголки" внутри и наработки своего стержня - силы воли.
Публикуем отчёт-эссе участницы проекта "Пробуждение" Елизаветы по материалам занятия №9
Прикрепляем презентацию занятия № 9: