Периоды рождения - это нюансы. Там не только природа работает. Там работают задачи, там работает среда обитания, там много чего работает. И этим нужно заниматься, нужно это видеть. Выучить как стишок это нельзя, это нужно увидеть.
Самое простое, у нас есть три основных языка:
Человек молча что-то делает. Значит, он познает мир при помощи действия. Заходите в магазин и наблюдаете: если человек подходит и молча берет что-то, молча подходит к кассе, молча оплачивает, молча все это складывает – этот человек живет жизнь через познание мира действием. Значит, он предметен. Ему важна материальная ценность. Он внутренний всегда желает большего, нежели чем есть у него на самом деле. Но он никогда об этом не скажет. Значит, с этим человеком ваше общение, для того чтобы он понимал язык, вам нужно разговаривать глаголами: «давай сделаем», «давай завтра мы пойдем туда, для того чтобы там купить или отдать», «поедем», «прогуляемся»… Глагольная система. Тогда она слышится, потому что это люди действия, им нужно попробовать все руками, тактильность присутствует. Если вы будете рассказывать, как корабли бороздят просторы вселенной, вас не услышат.
Если вы смотрите, что человек подходит там к менеджеру и говорит: «Подскажите, пожалуйста…» – этот человек эмоционально работает словом. Ему важно психологически комфортное внутреннее состояние. И он всегда будет спрашивать об этом. Он работает на эмоциональном интеллекте. Значит, с ним нужно проговаривать: «Ты сегодня хорошо выглядишь», «этот проект достаточно перспективен». И этот человек всегда у вас будет что-то спрашивать. И там нужно чуть эмоциональности, чуть вовлеченности. Это женщины у нас такие эмоциональные очень часто, ну и мужчины такие водятся. Это когда очень важна нужность, когда есть сопричастие. И человек всегда будет спрашивать. Это получение информации через слово. Значит, там обработка идет психологическая: нужно сначала эту информацию получить, проработать, а потом выдать. А глаголами разговаривать будет сложно. Потому что ребенок, который не понимает, как, – ему нужно показать. У него не работает действенная составляющая. И здесь нужно говорить: «Давай мы сделаем вместе. Давай я тебе покажу, как это делается. Потом я отойду, а ты, пожалуйста, доделай». Такое эмоционально-словесное сопровождение любого действия будет успокаивать. А вы будете понимать, что с этим человеком нужно общаться.
Если объединяются люди, которые не умеют разговаривать и делают, и те, которые хотят слышать, но не слышат обратной связи, – это очень напряженные отношения. Потому что каждый думает на своем языке. И добиться взаимодействия сложно, потому что кто-то должен быть ведомым, кто-то должен быть ведущим. Если мужчина действия, там тугодумство присутствует. Потому что это из действия надо перевести в понятийную модель, а потом только осмыслить как логическую модель. И потом в обратную сторону. Почему и говорят, что человек долго думает. А люди слова очень быстро решают, быстро спрашивают, быстро проясняют, быстро делают выводы. И это два человека, говорящие на разных языках.
Говорливость тоже бывает разная. Если ни о чем – о природе, о погоде, об абстрактных вещах не остановишь, а о чем-то конкретном сразу закрывается – это говорит о том, что человек о чем-то серьезном думает при помощи глаголов.
Совсем высокая категория. Когда человек получает удовольствие при обработке информации. Он может и рассказать, и показать, как это сделать. И на языке действия объяснить последовательность. Может рассказать и показать на основании образа. Так передать эмоциональное наполнение образа, что у каждого останется впечатление. Но это уже эксперты, это высший пилотаж.
Это природные качества. Они не меняются. Они вложены с момента рождения. И это первое, что нужно развивать каждому нас. И как только это понимание происходит, тогда уровень контакта становится гораздо глубже, серьезнее и по смыслу понятнее. Тому, кто говорит словом, нужно научиться говорить глаголами. А тому, который делает, ему нужно потихоньку развивать свою речь. И все-таки объяснять, чтобы он хотел бы, чтобы для него сделали.
Потому что противоположность будет работать: обман и воровство, слезы и болезнь. Вот это – клеточка, в которой мы с вами сидим. Слезы у людей, которые работают словом. Не получились слезы – будет показательное выступление болезнью. Если тихо украл конфету, и за это ничего не было, то воровство становится как образ жизни. Тогда это патологическая бедность. Потому что воровать – не трудиться, и это действие.
И когда вы с этой стороны посмотрите – это наше с вами прошлое. Это наша с вами агрессия, приспособленчество и оправдание: «Почему ему можно, а мне нельзя?», «так делают все». И вот из крайности в крайность мы с вами гуляем.
Так что учитесь видеть. Это и называется «способ познания». Вот с этим разберитесь, тогда много чего интересного можно будет понаблюдать: нападают словом или нападают действием; нарушают личные границы, взламывают или обманным путем приспосабливаются. Вот лайфхак, с помощью которого можно с разных сторон посмотреть и увидеть много интересного, как у себя, так людей, с которыми вы коммуницируете.